Куртизанка Аспазия Милетская.
Годы жизни: V век до н.э. примерно 470 - 410.
Аспазия Милетская - высокообразованная дама, преподавательница, греческая куртизанка, оказавшая весомое воздействие на объединение просвещенных умов своего времени.
Труды Аспазии из Милета по философии и риторике сделали ее известной личностью, она вела себя как мужчина-интеллектуал в обществе, где доминировали мужчины.
Достижения и знания Аспасии Милетской были многочисленны и оказали влияние на великих деятелей: Перикл, Сократ, Платон, Цицерон, писатель Афинаус, историк Ксенофонт, скульптор Фейдиад.
Аспасия Милетская родилась в семье Аксиоха, в самом южном городе Ионии, в свободном доме в Анатолии в величайшем греческом метрополисе Малой Азии. Красивая и талантливая девушка получила отличное образование, увлекалась культурой и политикой.
Искусству обольщения Аспазия выучилась у ионийской куртизанки Таргелии. Рано осиротевшая Азпазия около 445 года до н.э смогла переехать на северо-запад Греции как сестра супруги афинского военного Алкибиада. К тому времени она достигла брачного возраста, приобрела славу пышущей красотой и энергией, образованной и прекрасно воспитанной куртизанки для ученых аристократов.
Бывший правитель Афин, генерал и оратор Перикл развелся со своей супругой и стал жить с Аспасией. Согласно биографии Плутарха «Жизнь Перикла», его привлекла ее редкая политическая мудрость. Современники говорили об Аспазии, как о второй супруге Перикла, она видела себя ровней супругу, умело управляя хозяйством.
Ум, шарм и сила Аспазии Милетской влекли толпы поклонников в ее дом, который был открыт для творческой интеллигенции: художников, учителей рисования, философов, литераторов, ученых, ораторов. Аспасия не была афинской женщиной, и могла не подчиняться закону, управлявшему афинянками, жить и делать вне этого закона то, что ей хотелось.
Она не имела права на замужество, но превратила свое положение в преимущество. По традиции обучаться и получать образование могли только мальчики. Вопреки этому Аспасия Милетская открыла школу для девочек из обеспеченных афинских семей, салон куртизанок, которых обучала ораторскому и политическому искусству наравне с управлением домашним хозяйством.
Многие великие философы и политики вместе с любовницами или женами собирались в салоне Аспасии, чтобы насладиться ее речами и знаниями. Ораторское искусство, логика и манера общения Азпазии Милетской оказало мощное влияние на философию и риторику Греции.
Материальные труды Аспазии не сохранились, но ее влияние на мужчин осталось в истории, например, известная «Надгробная речь», произнесенная Периклом при Пелоппонесе. Ее цитировал Сократ, призывая мудро выбирать партнера для семьи и долгого брака, приводя в пример куртизанку Аспазию как идеальную жену.
Нередко Аспазию упоминают как влиятельное закулисное лицо в политике. Ей приписывают «бескровные войны» в Спарте и Самосе. Недруги называли ее "милетская изгнанница", сатирики высмеивали, называя Деянирой, Омфалой или просто блудницей Перикла. Евполис изобразил Азпасию в сценической комедии «Демес» обычной куртизанкой.
Аспазия никогда не отвечала на нападки врагов, ничто не могло разлучить ее с Периклом за 16 лет, даже политический крах, только его смерть в 429 году н.э. во время эпидемии чумы. Спустя время Аспазия стала жить с корабельным врачом Лисиклом, от которого родила второго сына. Лисикл скончался в 428 году до н.э. Для укрепления своего политического влияния она сотрудничала с бывшей супругой Перикла. Последние годы жизни и обстоятельства смерти Аспазии Милетской неизвестны.
В 1836 году Уолтер Сэведж Лэндор, английский поэт, выпустил ряд писем, выдуманную переписку Аспазии с Периклом, в которой отразил всю силу чувств, объединяющих эти две сильные личности