Туллия дАрагона

Куртизанка Туллия д’Арагона Tullia d'Aragona.

Годы жизни: 1510 – 1556.

 

Туллия дАрагона - известная куртизанка Италии XVI века, знаменитая как философ и писатель эпохи Ренесанса. Ее биография полна неточностей – когда и где именно она проживала, поскольку каждые несколько лет переезжала с места на место, завоевывая умом и очарованием новые города и новых мужчин.

 

куртизанка Туллия д’Арагона Tullia d'Aragona

Туллия появилась на свет в Риме, в семье куртизанки Джулии Феррарезе (Giulia Ferrarese), прославившейся как «самая знаменитая красавица ее эпохи», достоверно личность отца Туллии неизвестна. Предположительно, им мог быть Констанцо Пальмьери д’Арагона.

 

Сама же Джулия уверяла, что родила дочь от архиепископа Палермо - кардинала Луиджи д’Арагона, дедом которого был король Фернандо I Неаполитанский. Именно благодаря помощи кардинала Туллия смогла получить образование, которое в то время давали только мальчикам.

 

Гости, посещавшие мать Туллии, поражались способностям девочки-вундеркинда. Внешность Туллии резко выделялась на фоне красавиц того периода – аппетитных, миниатюрных и светлокудрых.

 

Она была худощавой и высокой, нос крючком и узкие губы, но это не помешало Туллии обладать статусом знаменитости и покорять сердца великих мужчин того времени. Ее интеллект, образование, манеры, обаяние, приятный голос и речь завораживали слушателей, она отлично играла на лютне. Говорят, Туллия вынужденно обратилась к ремеслу матери, когда кардинал умер, хотя в документах дата смерти Луиджи д’Арагона помечена 1558 годом, когда она давно уже была куртизанкой.

 

В 1519 году Туллия уехала в Сиену, где провела семь лет, затем вернулась в Рим в 1526 году. В 18 лет Туллия представлялась как «интеллектуальная куртизанка» и вскоре вошла в элиту города. Ее видели часто в обществе поэтов (Спероне Сперони). Туллия умела не только развлекать мужчин, но и живо участвовать в значимых событиях Италии, например, во время переговоров 1529 года в Болонье между императором Карлом V и папой Климентом VII и после разорения Рима войсками империи.

 

В 1531 году в нее влюбился Филиппо Строцци, флорентийский банкир (морально уничтоживший Камиллу Пизана, одну из самых красивых куртизанок Италии и некогда свою любовницу). Он настолько потерял голову от Туллии, что передавал ей все государственные секреты и свои планы по свержению Великого герцога Тосканского. Строцци отозвали во Флоренцию, его убили в 1538 году по приказу Козимо I Медичи, раскрывшем его заговор против двора.

 

Эмилио Орсини, один из ее возлюбленных, основал «Общество Туллии» из 6 кавалеров, давших клятву защищать доброе имя куртизанки. Венеция – город сотен тысяч куртизанок, иных по состоянию богаче принцесс - Туллия посетила ее в 30 лет. Там она быстро оказалась на высшей ступени, покорив знатных мужей города, в том числе Бернардо Тассо - лучшего поэта Венеции. В 1535 году Туллия родила дочь, назвала ее Пенелопа д’Арагон.

 

куртизанка Туллия д’Арагона Tullia d'Aragona

Переписка Изабеллы д’Эсте и Баттиста Стамбеллино подтверждает, что в 1537 году Туллия жила в Ферраре - столице искусств и культуры. Остроумные беседы, музыкальный талант и экстравагантное поведение куртизанки покорили сердца Феррары.

 

В нее влюбились Эрколе Бентиволио и Джироламо Муцио – двое гигантов литературы. Муцио называл Туллию - Талией в честь музы и написал 5 эклог, стал ее редактором, был несколько лет ее любовником, затем остался другом. Бентиволио вырезал вдоль реки По на каждом дереве имя Туллии.

 

Спустя 4 года Туллия покинула Феррару - по этой причине были совершены самоубийства. В 1543 году Туллия вышла замуж за жителя Феррары Сильвестро Гвиккарди, у них родился сын Челио.

 

Это сделало ее жизнь более комфортной – жесткие законы «для незамужних девиц», регламентирующие выбор места жительства и одежды, больше ее не касались. Но с Гвиккарди они быстро разошлись.


«Портрет Туллии де Арагона в виде Саломеи», Алессандро Бонвичино (Моретто да Брешиа), 1537 год.

 

До 1545-46 года Туллия жила в Сиене, затем оказалась во Флоренции, где приступила к завоеванию умов и сердец двора великого герцога Тосканского Козимо I Медичи. Несколько предыдущих лет двор Медичи был колыбелью возрождения неоплатонизма - Марсилио Фичино писал в этом ракурсе о природе плотских желаний. Одновременно с появлением куртизанки во Флоренции выпустили великолепно изданный сборник стихов Туллии, посвященных ею герцогине Толедской Элеоноре.

 

Есть свой сайт? Блог, страничка? Заработай! Сделай себе сайт - легко, понятно, бесплатно!


Свой дом во Флоренции Туллия превратила в академию философии для знатоков (cognoscenti), ее считали серьезным писателем с разнообразной творческой тематикой. В тот период Туллия выпустила серию сонетов, воспевающих достоинства флорентийцев современников. В 1547 году выходит ее книга «Диалоги о бесконечности любви» - беседы куртизанки с Бенедетто Варки (интеллектуальный король Флоренции) о природе любви, неоплатонические рассуждения о сексуальности и эмоциональности женщин в концепции романтической любви.

 

Его куртизанка атаковала восторженными сонетами, и он поддался ее очарованию, интеллектуальные верхи города также сдались ей. Обезопасив свой образ жизни, Туллия обрела официальное положение поэтессы, право не соблюдать запрет куртизанкам на ношение драгоценностей и шелковых платьев, и указ носить головной убор с желтой полосой как свидетельство о профессии. Это произошло благодаря обращению к Козимо Медичи герцогини Элеоноры Толедской.

 

В 1548 году Туллия вновь вернулась в Рим по неизвестным причинам, и с этого года о судьбе куртизанки осталось немного. Инквизиция и усиление морали изолировали Туллию от привычного круга общения.

куртизанка Туллия д’Арагона Tullia d'Aragona

 

Последняя ее известная работа, опубликованная посмертно в 1560 году - «Il Meschino».

 

Это эпическая поэма в 36-ти песнях о юноше Джиаррино, взятом в рабство и ищущем родителей в странах Европы, Африки, Азии, в Аду и Чистилище.

 

В предисловии к «Il Meschino» Туллия отстаивает право на обучение для женщин.


«Куртизанка», Йозеф Хейнц или Моретто.

 

В 1970-80-х, во вторую волну феминизма академические и творческие произведения Туллии обрели популярность в новых кругах. Скончалась Туллия Туллия д’Арагона в 1556 году, упокоена рядом с дочерью и матерью в храме Сант-Агостино.

 

Творчество Туллии д’Арагон:

  • XXXVIII, к Piero Manelli (Пьетро Манелли), молодому поэту-флорентийцу.
  • Rime della Signora Tullia d’Aragona et di diversi a lei - Собрание 130 стихотворений: Туллия написала 56, остальные - ее поклонники.
  • Dialogo dell’infinit à d’amore («О бесконечности любви»), 1547 год.
  • Il Meschino, altramente detto il Guerrino, patto in ottava rima, издан в 1560 году.

Упоминания о Туллии в произведениях современников:

  • В письме к своему министру, герцог Тосканский Козимо Медичи о Туллии «Простите ее, она ведь поэтесса» (Fasseli gratia per poetessa).
  • «Dialogo di amore» Спероне Сперони, где место действия - дом Туллии, она - одна из собеседниц.
  • Предисловие к переводу «De oratorio» (Марк Туллий Цицерон) Якобо Нарди – игра слов «Туллия - единственная наследница эклог Туллия».
  • произведения Пьетро Аретино - он не любил Туллию и выразил свое отношение в использовании ее черт для персонажа Пиппа в «Ragionamenti» (Рассуждение) и в памфлете «La Tariffa delle puttane dei Venetia» (Скорость путан в Венеции).
  • Картина «Куртизанка» кисти Йозефа Хейнца или Моретто - предположительно, изображение Туллии д’Арагон
  • «Портрет Туллии де Арагона в виде Саломеи», Алессандро Бонвичино (Моретто да Брешиа, 1537 год, панель, масло 56 x 39 см, Пинакотека Тошио Мартинего, Брешиа